Предисловие
Если общество переживает затяжной кризис, то это означает, что на протяжении длительного времени, предшествовавшего кризису, система образования успела покалечить мировоззрение, интеллект, нравственность и психику в целом в нескольких поколениях, которые, вступая во взрослую жизнь, постепенно привели общество на грань катастрофы [1]. По какой причине мы посчитали за благо написать статью об открытой возможности ознакомления трудящейся молодежи на предприятиях с общими положениями методологии познания.
Читая, настоящую работу, важно понимать, что речь идет не об одномоментном «заполнении» молодежи какой-то информацией и проверке их знаний (как это делается в современных вузах). Речь идет о долгосрочном формировании адекватного миропонимания общества в преемственности поколений. Почему нужно начинать с молодежи? Потому что их целостное мозаичное понимание Жизни перейдет к их детям – это и есть задел на будущее. Нынешняя молодежь, взрослея, будет многократно переосмысливать методологию познания Жизни, и имея в багаже знаний Достаточно общую теорию управления, внесёт свой вклад в слабый маневр [2] на пути к справедливой жизни общества.
Также важно отнестись к настоящей работе [3] с содержательной критикой и с выражением ответных мнений по критикуемым положениям работы, но не ради критики, потому что критика просто должна быть... а для того, чтобы в очередной раз получить в ответ мнения, которые неизбежно ближе к Истине, чем первоначальные: Истина рождается в равной дискуссии; ограниченный интеллект одного индивида не способен иметь гарантированно истинные мнения, поэтому народная мудрость гласит: одна голова хорошо, а два – лучше.
Чтобы хорошо стало муравью,
надо чтобы хорошо стало Муравейнику.
Подавляющее большинство людей ассоциирует слово «Школа» с периодом получения среднего («школьного») образования в жизни современного человека. Но есть более общее и широкое значение этого слова. Школа – это, во-первых, свод определенных знаний, и во-вторых, процесс оСВОЕния этих знаний людьми (не важно в каких условиях). Именно подбор и систематизация определенных знаний дает основу любой школы (Общеобразовательные школы «среднего» образования – у каждого государства своя программа «среднего» образования, школы боевых искусств – у каждой школы свой стиль борьбы, школы официантов – у каждого ресторана свой подход к обслуживанию гостей, школы сварщиков и т.д.[4]), а начало их изучения и освоения хотя бы одним человеком выражает рождение школы. В зависимости от того, с какой целью создается школа, определяется свод знаний, выражающий ее основу. Цели всегда обуславливаются факторами, довлеющими на общество людей (или его часть).
Какие факторы довлеют на современное общество в целом, и на его сельскую составляющую, в частности?
За последние 20 лет нетрудно было заметить сильный скачок в развитии и распространении электронного оборудования, вычислительных машин и сетей общего пользования, что в совокупности с развитием СМИ направило на каждого человека огромный поток в большинстве своем ненужной информации (то есть, информационный «шум»).
Создание и развитие в обществе технических средств хранения, обработки и передачи информации предопределило ускорение информационного обмена между людьми и группами людей, вследствие чего совокупное информационное обеспечение социальной организации всего человечества стало преобразовываться и изменяться с ускоряющимся темпом. То есть, информация, которая «вчера» была ценной и могла принести пользу, «сегодня» может никакой ценности не представлять и являться «шумом». На этот счет самое выразительное мнение у японцев: работники образовательных структур Японии еще в конце ХХ века пришли к выводу, что преподаваемые в их стране знания (имеются ввиду прикладные знания высших учебных заведений) обесцениваются каждые пять лет [5]
Какую роль в жизни простых людей сыграл и играет этот скачок? Есть ли основания полагать, что ускорение темпов обновления прикладных знаний неизбежно изменит социальную организацию, прежде всего, российского общества? Для ответа на эти вопросы достаточно заглянуть в историю СССР.
Не надо быть гением или ученым, чтобы увидеть элементарные вещи: искалеченный, измученный за первые два года Великой Отечественной Войны советский народ во главе со Сталиным ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ – с 1943-го [6] по 1953 год – спасли и подняли разрушенное народное хозяйство, развили образование и науку, восстановили регулярные вооруженные силы (Советскую Армию), тем самым вырастили Сверхдержаву №2 по военно-экономическому потенциалу [7]; причем с 1943-го по 1945 еще шла война, хоть и безуспешная для противника, но «съедающая» изрядную долю экономики страны; и через следующие СЕМЬ ЛЕТ мы полетели в космос – первые в Мире. Возвращаясь в наши дни, мы не наблюдаем никаких мировых войн; мы видим, что в экономике у нас КОЛОССАЛЬНОЕ наследие СССР; знаем, что у нас ядерное оружие; однако вот уже ДВАДЦАТЬ ЛЕТ – с 1991 года по 2011 год – мы, богатейшая по ресурсам и территориям страна, – так с места и не сдвинулись (если сравнивать с достижениями за период 1943-1960 годов).
О том, почему, за счет чего (или кого?) и каким образом воплотились в жизнь достижения СССР в середине ХХ века, можно рассуждать долго. Большего внимания к себе требует нынешнее состояние дел России в сравнении с достижениями Советского Союза в середине ХХ века. Как было сказано выше, в наше время много информационных «шумов», плотность и темпы потоков которых только растут, вследствие чего они играют роль помех при принятии решений как простым сельским жителем, планирующим свой день, так и государственными мужами, разрабатывающими стратегию развития народного хозяйства. Для безопасной жизни общества руководитель любого уровня должностной иерархии государственности обязан знать и понимать сферу жизни общества, за которую ответственен, что требует, во-первых, опыта непосредственного производительного труда в подконтрольной ему сфере, во-вторых, соответствующего образования. Если к опыту производительного труда на селе вопросов не возникает, то вопрос с образованием требует к себе особого внимания. Если до середины ХХ века для стабильного проживания человеку было достаточно освоить единожды в жизни один свод прикладных знаний (профессиональных знаний – профессию), то сегодня мы наблюдаем картину обратную – единожды освоенных прикладных знаний, частота обновления которых стала превышать частоту смены поколений в обществе, недостаточно. Впервые в истории нынешнего человечества возникла необходимость каждому человеку самостоятельно непрерывно обновлять собственный багаж и фундаментальных, и прикладных знаний[8]. Отсюда и проистекают причины большинства неверно принятых решений [9]. Ведь если ошибку в принятии решения совершает человек, планирующий свой день или свою личную жизнь, то для общества в целом она никаких бедственных последствий не несет. Но если ошибку совершает человек, работающий на «высокой» государственной должности, то последствия для общества в целом могут быть очень тяжелыми и опасными, в том числе и для принявшего неверное решение.
Поэтому для безопасной жизни современного общества и обеспечения ее в будущем, требуется специальная подготовка должностных лиц всех уровней государственной и муниципальной власти, в том числе партий и бизнес-структур, но не сегодняшних, а будущих. Это означает, что кадровая база управленцев всех уровней (в том числе отраслей народного хозяйства и предприятий) должна простираться до границ всего общества и подготовка должна протекать путем бесструктурного циркулярного распространения в среде молодежи методологических знаний [10], дающих целостное мировоззрение, тем самым позволяющих упразднить каждым человеком для общества и для себя самостоятельно вышеуказанные довлеющие факторы, а именно – самостоятельно различать в совокупном информационном фоне (потоке), во-первых, истинную информацию от ложной, во-вторых, ценную (как говорят, «царскую») от малозначимой; самостоятельно осваивать необходимую область знаний и попутно совершенствовать их для всеобщего блага:
- психологической науки с включением теории и практики познания – самой значимой науки наших дней, поскольку её достижения — ключ к развитию людей, общества, культуры и достижениям во всех областях общественной деятельности;
- знаний об управлении, например, Достаточно общую теорию управления – единственную теорию управления, которая позволяет описать своим терминологическим аппаратом любой процесс бытия Мироздания, в том числе процессы, протекающие в обществе; которая, в силу универсальности терминологического аппарата, является областью соединения всех без исключения сфер знаний – и естественных (технических), и «гуманитарных»;
- поскольку наша Школа рождается на селе и призвана развивать, прежде всего, сельское хозяйство и смежные отрасли народного хозяйства, то вполне естественно требуется широчайшее распространение теоретической части всех сфер сельского хозяйства (знаний любого уровня современной «системы образования» – от начального до академического) и
- экономической науки с включением биолого-экологической составляющей [11].
Есть точка зрения, что человеку, получившему знания об управлении в виде практического навыка в ходе непосредственного участия в управлении (то есть, опыта управленческого труда), и потому владеющего какой-никакой методологией познания Жизни, не имеет смысла осваивать какую бы то ни было теоретическую часть того, что он и так по его представлениям хорошо делает. Такое воззрение имело практическую пользу в эпоху до смены соотношения частот обновления генетической информации и культуры – когда передача любого практического навыка в преемственности поколений происходила в ходе наблюдения молодых за действиями взрослых с параллельными пояснениями «своими словами» (поскольку общей теории не было). Сегодня же мы приходим к выводу, что наряду с необходимостью постоянного совершенствования существующих профессиональных (от слова «профессия») знаний, также необходимо создавать адекватные Жизни новые знания – то есть, имеющие практическую пользу в решении общественных проблем. Но это невозможно если вещи (объекты и явления) не названы своими именами, то есть, нет понятийного (терминологического) аппарата. Понятийный аппарат, в свою очередь, является основой теории: освоение теории невозможно без освоения ее понятийного аппарата. Поэтому, если мы хотим научить много людей думать своей головой (кадровая база управленцев должна простираться до границ всего общества), то минимально необходимо, во-первых, создать теорию управления или освоить созданную Достаточно общую теорию управления с параллельным его совершенствованием, во-вторых, создать условия, повышающие статистическую предопределенность знакомства людей с понятийным (терминологическим) аппаратом и содержанием этой теории. После чего можно считать, что Школа (в вышеупомянутом смысле) создана и начала свое развитие.
Как отмечалось выше, для подготовки действительно профессиональных и способных управленцев, наряду с теоретической подготовкой (своего рода методологическим образованием), необходим опыт производительного труда. Поэтому циркуляцию теории лучше начинать в лоне практики – на предприятиях. Это позволит работодателям, во-первых, самим совершенствовать процесс управления своей деятельностью, во-вторых, решить проблему дефицита квалифицированных соискателей для предприятия.
С управленческой точки зрения с целью обеспечения Информационной безопасности системы, необходимо отметить обязательные условия циркуляции информации в структуре предприятия:
После осмысления Достаточно общей теории управления и осознания Диалектического метода познания Жизни, руководству предприятия, на базе которого рождается Школа народного хозяйства, желательно не закрывать работникам предприятия доступ к методологическим знаниям с целью «сохранения своего статуса», чтобы потом не пришлось рвать на себе волосы, когда в семье случится беда по вине проживающей в округе деградировавшей (точнее – мировоззренчески незрелой) молодежи;
Освоение знаний как руководством, так и работниками предприятия должно происходить исключительно в русле добровольного и самостоятельного самообразования: данную Свыше Свободу выбора каждым человеком линии своего поведения нарушать не вправе никто; кроме того, настоящее оСВОЕние знаний (а не зубрежка) возможно только при осмысленном подходе к восприятию информации и соотнесении ее с Жизнью в труде (с явлениями в природе и обществе, с течением событий и их причинно-следственными обусловленностями). [12]
Таким образом, в случае выражения своих мыслей хотя бы даже с частичным применением терминологии теории управления в ходе общения со своим окружением, человек будет получать в свой адрес вопросы касательно незнакомых слов и незнакомых словосочетаний из знакомых слов, на которые он по своему нравственному произволу может осознанно отвечать, раскрывая темы о том, какие явления стоят за «необычными» словами и словосочетаниями; либо строить из себя «умника» и «всезнайку», тем самым тешить себя в тщетных попытках вознестись над своим собеседником, выражая якобы свою интеллектуальную мощь. В случае реализации первого, то этот процесс и будет являть собой бесструктурную циркуляцию первичной информации теории – понятийного аппарата, повышающую статистическую предопределенность знакомства людей непосредственно с содержанием теории, дальнейшего его изучения, освоения и соотнесения его с Жизнью. Дополнительным средством поддержания устойчивости процесса циркуляции информации [13] в обществе может стать Библиотека соответствующей литературы (по вышеперечисленной тематике) с читальным и дисплейным залами, который можно назвать «Центром самообразования»; но желательно это делать после освоения руководством предприятия Достаточно общей теории управления, поскольку с точки зрения управления, Библиотека – это один из инструментов субъекта управления по воздействию на объект управления в замкнутой системе самоуправления общества, и требует обеспечения Информационной безопасности (в терминологии той же теории).
Обязательное условие о добровольном и самостоятельном освоении знаний людьми может натолкнуть на мысль, что сегодня молодежь не готова к проявлению доброй воли с целью получения новых знаний – ее «не научили учиться», у нее «времени не хватает», и «есть дела поважнее». Да – не научили, да – возможно, не будет доброй воли, но только при условии прекращения обновления информационного обеспечения социальной организации людей, что невозможно – это объективный процесс. В возникающей и нарастающей суете, люди в стремлении сохранить себя в «области безопасности», бессознательно входят в «суетной режим» постоянного поиска решений довлеющих проблем (в особенности, финансовых). Поэтому информация, открывающая возможности для самостоятельного решения существующих, назревающих и возможных в будущем проблем, статистически предопределенно будет взята на вооружение (против проблем). Собственно, именно это явление служит фактором, который неизбежно изменит социальную организацию нынешнего общества – оно всё настойчивее «подталкивает» людей к справедливому устройству своей жизни – ведь в «суетном режиме» человек рано или поздно столкнется с методологией познания Жизни и придет к выводу, что его личные проблемы имеют решение лишь на уровне всего общества – обособленно от проблем остальных людей они решений не имеют – чтобы муравью стало хорошо, надо чтобы хорошо стало Муравейнику. В таком случае, вспоминая о довлеющем факторе ускоряющегося обновления культуры, приходим к выводу, что чем дольше будет протекать знакомство людей с методологической информацией, тем больше дров они себе наломают [14]. Поэтому не стоит сдерживать себя «отсталостью» или «мировоззренческой безграмотностью» сегодняшней молодежи; именно сегодня она изголодалась по справедливости – если не на уровне сознания, то на бессознательном уровне – безусловно.
Послесловие
Фундаментом практики познания является диалектика – искусство постижения Истины путем задавания вопросов (в том числе, «самому себе») и получения на них ответов. Если читатель данной статьи с пониманием воспринял ее смысл и, задавая вопросы, выработал содержательную критику или дополнение, то с его стороны инициатива публикации с включением их в исходную статью будет благом для общества.
Если читатель осознаёт, что многого в данной статье не понимает, что не является выражением слабости его интеллекта [15], но задается вопросами, то рекомендуем ему сначала ознакомиться с материалами:
1)«Основы
социологии. Постановочные материалы учебного курса». ВП СССР. Санкт-Петербург. 2010 г.
2)«Достаточно
общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета
прикладной математики – процессов управления Санкт-Петербургского государственного
университета». ВП СССР. Санкт-Петербург. 2003 г.
Если же читатель, не утруждая себя попытками понять написанное, выражает бессодержательные и эмоциональные «комментарии», пусть знает – статья написана не для интеллектуальных иждивенцев.
29 Декабря 2011г.
Внесены уточнения, добавлено предисловие – 12 Марта 2012г.
Без указания авторства.
Скачать эту статью в формате PDF с нашего сервера
___________________________________
- Либо освоение существующих знаний: 1) восприятие незнакомых, созданных прежде другим человеком, языковых конструкций (незнакомых слов, незнакомых словосочетаний из знакомых слов); 2)выработка во внутреннем мире образов к каждой их них; 3) установление соответствия нового Понятия во внутреннем мире с реальными объектами и явлениями во внешнем мире. Такой процесс познания существующих в культуре знаний «известен» всем, кто получал образование (от начального до «высшего»);
- Либо переосмысление имеющихся знаний: 1) анализ на адекватность Жизни установленного ранее соответствия понятий внутреннего мира реальным объектам и явлениям внешнего мира; 2) в зависимости от текущего состояния миропонимания в целом, при необходимости происходит коррекция имеющихся неправильных (с позиции текущего миропонимания) понятий. Переосмысление собственного информационного обеспечения у кого-то наступает в отрочестве, а кто-то всю жизнь проживает как колбаса с тем, чем его начинили.
- Либо
создание новых знаний: 1) распознавание прежде не выявленных никем объектов и
явлений внешнего мира; 2) выработка образов к каждому из них во внутреннем
мире; 3) выработка языковых конструкций («названий») для каждого образа. Так
происходят, к примеру, открытия ученых и изобретения техников. Этот процесс познания и выработки новых знаний
интересен в наше время весьма узкому кругу людей, поскольку в современной
системе «образования» этому методу
познания внимания уделяют, мягко говоря, меньше, чем первому.
Эффективность получаемых знаний для решения жизненных проблем общества зависит от типа сборки миропонимания в процессе самообразования, которая может быть: мозаичной (когда вся всеобщая Жизнь связана в единую картину), либо рвано-калейдоскопичной (когда кажется, что всё происходит случайно, бывают совпадения, и вся Жизнь – хаос). Естественно, что решения, выработанные психикой с мозаичным миропониманием, эффективнее. Знания, позволяющие оптимизировать процесс формирования мозаичного миропонимания, и есть методологические знания.